Откуда взялись свеи (шведы) в ПВЛ? Колосс на глиняных ногах.

Ключевые слова: норманизм, антинорманизм, Повесть временных лет, Радзивилловская летопись, варяги, свеи (шведы).

Иллюстрирация из Радзивилловской летописи - летописного свода нач. XIII в., сохранившегося в двух списках XV в.
Иллюстрирация из Радзивилловской летописи - летописного свода нач. XIII в., сохранившегося в двух списках XV в.

В процессе изучения Варяжского вопроса исследователи повсеместно встречаются с высказыванием норманистов о Варягах-шведах, упомянутых в Повести временных лет, или т.н. «Несторовой летописи», а также о причислении руси к свеям. Данная информация, давно ставшая аксиомой Норманизма, была почерпнута из текста летописного свода начала XII века, написанного монахом Киево-Печерского монастыря Нестором и за многие десятилетия стала одним из столпов теории призвания варягов-шведов на правление славянами. На отрывок из ПВЛ ссылаются в своих работах все известные норманисты, на этой теории строятся все теории о норманском происхождении Руси. С годами само упоминание шведов (свеев) в ПВЛ стало неоспоримым фактом – на его основе было впоследствии написано множество книг и защищены десятки диссертаций. Да и как можно его опровергнуть, ведь, перефразировав известную фразу – «из Летописи слов не выкинешь». 

Само значение данного отрывка из ПВЛ для всей Норманской теории сложно переоценить. Без этого пазла рассыпались бы все выводы и основополагающие принципы построения Норманской теории. 

Ниже приведены некоторые отрывки из работ как норманистов, так и антинорманистов с упоминанем данного фрагмента летописи Нестора.

- Изслѣдования, замѣчания и лекции, М. Погодина, о русской истории ..., Том 2. 1846 г, Москва.

Collapse )

Истоки происхождения сюжета парных солярных символов.

Отдельной статьей хотелось бы рассмотреть солярную символику, обнаруженную на трапециевидных и монетовидных привесках X-XII в. http://slavgard.livejournal.com/947.html
Солярные знаки изображены здесь в виде сверкающих солнечных дисков. На более поздних изделиях XII в. (трапециевидная привеска в центре), потеряв первоначальный смысл, эти светила превращаются в изображение стилизованных цветков с лепестками.

Piccy.info - Free Image Hosting

Корни данного сюжета уходят в глубокую древность к цивилизациям Древнего Египта, Месопотамии и Ирана. Ниже изображение пары светил на стеле Нарам-Суэна из Суз, цивилизации Мари - датировка стелы прим. 2300 г. до н.э. (верхние 2 фото)

Piccy.info - Free Image Hosting

Следующим этапом развития данного сюжета можно считать т.н. "очковые фибулы", найденные в святилище Артемиды Орфии в Спарте, датируемые IX-VII вв до н.э.

Piccy.info - Free Image Hosting

Подобная бляшка также происходит с территории современной Польши, г. Тлукому Выжицкого повята. Найденные там археологами изделия ВосточноПоморской культуры относятся к Позднегальштаттскому периоду (гальштатт D) и датируются V-IV вв до н.э.
Piccy.info - Free Image Hosting

Ниже изображения диско-гроздиевых блях Подчеремского клада IV в. н.э., из Пермского края - территории проживания чудского населения Приуралья. Сюжет изображает пару сияющих солнечных дисков в двух точках солнцестояния - зимней и летней, а также поддерживающих светила птиц (орлов). Справа на картинке приведены аналоги данных блях со свисающими гроздями винограда - символом плодородия под сияющими дисками.
Piccy.info - Free Image Hosting

Само сияние дисков на Пермских бляхах изображено посредством насечки (пунктира) по внешней стороне их окружности. Ниже еще несколько примеров подобных блях, найденных в Пермском крае.
Piccy.info - Free Image Hosting
Piccy.info - Free Image Hosting
Piccy.info - Free Image Hosting

Ученые высказывают мнение, что на Урал данное изображение могло прийти с территории Северного Причерноморья в первые века нашей эры.
Близкое по стилистике изображение можно также найти на псевдопряжках, появившихся в Сев. Причерноморье на рубеже VI - VII вв. и получившим развитие в VII в. в нескольких регионах евразийских степей.

Piccy.info - Free Image Hosting

Ко второй пол. VII в. относятся также пряжки "Византийского типа" на фото ниже. На щитке пряжки слева причудливо переплелись Византийские и кочевнические традиции. Позже подобное изображение коловрата вновь появляется на татарских бляшках XVII-XVIII вв.

Piccy.info - Free Image Hosting

Интересны находки из Перейминского могильника Тюменской области - т.н. Молчановских памятников. Найденная здесь бляшка в виде спаренных дисков была отнесена учеными к предметам переднеазиатского происхождения и датируется VI-VII вв.
Piccy.info - Free Image Hosting

В дальнейшем, данный сюжет получил широкое развитие у Аланских племен VIII-IX вв, при оформлении ременной гарнитуры. Чаще всего, чередующиеся солярные элементы размещалось на пазловидных ременных накладках, образующих при соединении подобие змеиной (драконьей) чешуи.

Piccy.info - Free Image Hosting

Бляшки с похожим сюжетом были также найдены в захоронении кочевника X в. в бассейне реки Ингул и в составе ременного набора из Субботцевского могильника.

Рассмотрим ременные украшения с аналогичным сюжетом, найденные на территории Древней Руси.
На фото ниже, верхний ряд ременных накладок датируется X-XI вв. и выполнен в той же стилистике, что и предшествующие им Пермские диско-гроздиевые бляхи. На внешней окружности дисков хорошо заметны характерные насечки, изображающие сияние. Грозди винограда видны лишь на правой бляшке - на остальных они уже сильно стилизованы и превратились в остроконечный элемент в верхней и нижней части бляшки. Процесс стилизации тут происходил постепенно и за такой длительный период первоначальный смысл данного изображения к X в. мастерами был утрачен. Тем не менее, солнечные диски изображены все еще с высокой степенью реалистичности.

Piccy.info - Free Image Hosting

На ременных накладках в нижнем ряду (фото выше) виден дальнейший процесс развития данного сюжета со светилами. На левой бляшке сияющие диски вписаны мастером в сюжет "Древа Жизни" и размещены в верхней части изделия - на центральной бляшке мы видем те же солярные символы, но если перевернуть изделие на 180 град, этот же сюжет превращается в стилизованное изображение птицы (совы). Подобные "бляшки-перевыртыши" были известны у авар и получили в дальнейшем развитие на территории Волжской Булгарии и Руси.

Интересны также "коньковые" привески XI - XII вв. относящиеся к Пермскому звериному стилю. В нижней части изделий данного типа также размещены 3 солярных символа со свисающими гроздями винограда.

Piccy.info - Free Image Hosting

К периоду конца XI - первой пол. XII вв относится сбруйный набор, найденный в могильнике Андреевская щель на Северном Кавказе. Здесь также найдены бляшки, в основе композиции которых лежит сюжет пары светил.


Piccy.info - Free Image Hosting


Ниже приведены примеры ременных накладок, найденных на территории Киевской Руси.

Piccy.info - Free Image Hosting

Обобщая вышесказанное, можно отметить, что в целом данный сюжет продолжал развивался на ременной гарнитуре вплоть до середины XIII в., а с распадом Киевского государства вновь появляется лишь на Позднеордынских изделиях XV-XVI вв в Крыму и далее развивается уже на татарских ременных бляшках XVII-XVIII вв.

Литература:
1. В.А Городцов, "Подчеремский клад", С.А.
2. С.А Плетнева, Н.М.Бокий., "Захоронении семьи война кочевника X в. в бассейне реки Ингул", СА
3. Н.П. Матвеева, А.В. Матвеев, В.А. Зах, "Археологические путешествия по Тюмени и ее окрестностям".
4. В.Б Ковалевская, "Традиции прорезных поясов в памятниках Кудыргинского типа", КСИА.
5. А.В Комар, "Древние мадьяры Этелькеза: перспективы исследования".
5. А.М. Новичихин, "Воинский кенотаф с захоронением боевого коня на средневековом могильнике Андреевская щель".
6. Ю.В. Кухаренко, "Археология Польши".
7. Christoph Ege, "Byzantine Dress Accessories in North Africa: Koiné and Regionality".

Изображение Сокола и Трезубца на изделиях Древней Руси.

Продолжая цикл статей по теме "Символ Сокола и Трезубца в Древнерусской пластике" хотелось бы рассмотреть общие сюжетные линии на таких изделиях, как орнитоморфные привески, накладные украшения, наконечники ножен мечей, а также трапециевидные привески и монеты Древней Руси.
Сравнивая совершенно различные изделия - наконечник ножен меча, трапециевидную привеску и сребреник Владимира, можно легко заметить общий сюжет, проходящий через эти изделия, но выраженный в разной форме.

Piccy.info - Free Image Hosting

На всех изделия мы видим стилизованное изображение Сокола и это не случайно. Не даром ведь наших князей в летописях именую именно "соколами". Различия в сюжете лишь в том, что на одних изделиях сокол изображен воспаряющим (головой вверх), а на других атакующим (головой вниз). Это объясняется верованием Древних славян - оба эти символа были важны для наших предков, прежде всего в воинской среде. Атакующий сокол был символом стремительной атаки, скорости и отваги. Воспаряющий-же сокол был символом воспарения убитого в бою война в иной мир.

Обратимся к деталям: в верхней части таблицы мы видим реалистичное изображение воспаряющей птицы на различных изделиях. Ниже размещены примеры геральдического изображения сокола на наконечниках ножен Древнерусских мечей. В нижней части таблицы размещены примеры изображения "трезубца" или пикирующего сокола на трапециевидных привесках. В самом нижнем раду размещены изображения тамги Рюриковичей на Древнерусских монетах - сребрениках.
Помимо самого изображения сокола, в различной степени стилизации, или трезубца, можно также заметить отдельные элементы, такие как, довольно характерное для данного сюжета, изображение кольца у основания хвоста птицы.

Piccy.info - Free Image Hosting

Как ни странно, но эта деталь присутствует на всех подобных предметах - она же в стилизованной форме есть и на т.н. "тризубцах" на трапециевидных привесках и сребрениках, что прямо может указывать на их общее развитие, а также на близость к первоначальному, исходному сюжету. Сам круг имеет явно выраженный солярный смысл - на трапециевидных привесках его изображали в виде коловрата. На следующем этапе развития сюжета он становиться "перетяжкой" у основания "хвоста сокола" - это хорошо заметно на сребрениках и на наконечниках ножен мечей. Этот же элемент присутствует на всех реалистичных изображениях птицы в верху таблицы.

Еще один интересный элемент - это плетеный узел, который появляется на Руси в X веке и в дальнейшем широко используется в декоре различных изделий. На фото ниже представлены изображения сокола и трезубца с размещенным в центре подобным "узлом" - это сребреник Владимира X в., наконечник ножен меча из Десятинной церкви в Киеве, X в., трапециевидная привеска, одежный зацеп и монетовидные привески.

Piccy.info - Free Image Hosting

На некоторых изделия мы также находим изображение двух солярных символов, которые на более поздних привесках изображены в форме цветка. По этим символам будет отдельная статья, так как их появление на данных изделиях тоже не случайно. http://slavgard.livejournal.com/1212.html

Piccy.info - Free Image Hosting

Рассмотрев данные изображения и сравнив все элементы, можно прийти к выводу, что изображение Сокола и Трезубца в Древнерусской пластике тесно связаны между собой. Они появляются в один и тот же период в X в. и несут в себе единую смысловую нагрузку и единый набор символов - кроме общей схожести изображений, на них присутствует солярная символика и довольно характерный узел в центре композиции, более всего напоминающий узел "Древа Жизни".
Сами изображения птиц в геральдической позе, как воспаряющих, так и пикирующих, схожи между собой и все они вкладываются в силуэт трезубца, хотя сам по себе знак "тризуб" мог иметь иное происхождение. По одной из версий, имея прообразом сарматскую тамгу, трезубец мог получить дальнейшее развитие именно в образе сокола, так почитаемого на Руси.
В одной из следующих статей мы постараемся подробнее остановиться на изображениях на трапециевидных привесках, изображение на которых многие небезосновательно связывают со знаками Рюриковичей.

Орнитоморфные привески с изображением птицы в геральдической позе (сокола).

Цикл статей по теме "Символ Сокола и Трезубца в Древнерусской пластике" хотелось бы начать с анализа находок несколько типов орнитоморфных привесок с изображением птицы в геральдической позе - предположительно сокола. Попробуем собрать основные находки, выявить территорию распространения, период бытования, а также возможные находки литейных мастерских.

1. Самыми ранними образцами подобных привесок могут служить монетовидные привески, выполненные из серебра в технике зерни, относящиеся к концу X в. Они найдены в комплексе Владимирских курганов и Гнездово. Здесь в типичной славянской технике зерни выложены древнерусские геометрические узоры, характеризуя тем развитие славянского искусства зерни и скани IX - X вв.
Данные привески не были литыми (не заливались в литейные формы), а изготавливались из тонкого листа серебра с напаиванием зерни и серебряного жгута. Это объясняет отсутствие находок каких-либо литейных приспособлений или форм для их производства, но определенно, изготавливались данные изделия на территории Древней Руси в крупных ювелирных мастерских Киева или Новгорода.

3456346d_1
Близкое изображение можно найти на изделии из Влоцлавека (Польша), датируемое концом X - нач. XI вв. и относящейся к Западнославянским древностям. Оно также выполнено с высоким мастерством и использованием техники зерни:

Varshava_kontsu_10_go_y_nachale_11_veka

2. По прототипам привесок приведенных выше, по всей видимости, были изготовлены монетовидные привески с изображением хищной птицы, аналоги которых повсеместно находят на территории Древней Руси. В г. Белоозере Вологодской обл. была найдена литейная форма данной привески и необработанные отливки изделий, что в свою очередь подтверждает их производство на Руси. Датировка привесок - вторая пол X - рубеж X-XI вв.
865887

Седова М.В. в описании к подобных привесок пишет, что они относятся к наиболее древним (X в.) и были найдены в Новгороде, Гнездово, Чернигове, а также во Владимирских курганах. Изображение на данных привесках она приписывает Византийской традиции (?).

3. К третьему типу изображения можно отнести привески с хищной птицей, датируемые XI веком. Датировка подтверждена находками из Ярославской (с. Благовещенье) и Калужской (с. Спас) областей.

43653

Предположительно, переливки данной привески выполненные в высокооловянистых сплавах продолжали производиться также в начале XII в.

4. Еще один тип привесок характеризуется более стилизованным изображением птицы, но данное изображение в целом очень близко аналогичному на привесках 3-го типа (см. выше). Исполнение и сплав, из которого сделаны данные изделия, также указывают на период не раннее конца XI в:
45647

5. Под пятым типом помещена киотовидная привеска, схожая с изделиями 3 типа наличием лап птицы - в целом изображение на данных 2-х типах привесок стилистически очень близки. Датировка не раннее XI - XII вв.

16445

6. И последний тип изображений, который хотелось бы рассмотреть, это птица с Вщижской арки от напрестольной сени ( княжеский замок Вщиж близ Брянска). Арка датируется второй половиной XII в. Справа схожее изображение птицы с привески, отличное лишь наличием нимба:

sdgsdgsd

Это замыкающий тип изображения данного сюжета домонгольского времени.

Литература:
1. Ениосова Н.В., Зозуля С.С., "Подвеска с изображением хищной птицы из Гнездово";
2. Никонова Е.Ю., "Подвеска с птицей из Владимирских курганов";
4. Никольская Т.Н., "Земля Вятичей";
3. Седова В.М., "Ювелирные изделия Древнего Новгорода";
4. Рыбаков Б.А., "Язычество Древней Руси".